Одежда в сезонных обрядах и обычаях в Ярославских деревнях

К зимним календарным обрядам относились Рождественские посиделки - собрания молодежи. На таких собраниях девушки переодевались по несколько раз ( приносили наряды с собой). Если девушка не имела хороших сарафанов, то их занимали у кого-нибудь на Рождественские праздники.

Парни, приходившие на посиделки, выбирали себе невест и по разговору, и по умению прясть, ткать, вышивать.

Особый смысл придавали девушки обычаю в первый день нового года одеваться во всё новое, чтобы всегда были обновы.

В Ярославских деревнях на Святки обряжали Коляду (выбранную девушку) в белую рубаху поверх всей одежды, возили на санях и пели: "Уродилась Коляда накануне Рождества".

Для того, чтобы "выгнать нечисть", обряжались в это время в вывороченные шубы, страшные маски, которых должны были испугаться черти, бука (леший), шишига (кикимора). Данный обряд как бы защищал людей от плохого на целый год.

Масленичные игры более известны в настоящее время. Они как бы продолжали святочные. И здесь мы встретим ряженье в шубы, увидим перемазанные лица в соломенных шапках.

В нашей местности издавна известен обряд имитирующий похороны Масленицы. Соломенную куклу наряжали, закрывали белым. Здесь прослеживаем желание помочь силам природы пробудиться от зимнего сна и проявить милость к людям.

Пробуждение природы означало скорый сев. На сев принято было мыться в бане, одеваться во всё чистое. Когда сеяли лён, надевали новую, льняную рубаху. Но известны примеры (XIХ век. Рыбинский уезд), когда крестьяне, бывало, раздевались при посеве льна, чтоб показать свою бедность, чтоб лён сжалился над ними и уродился хорошим.

Ещё один обрядовый день - день выгона скота. Мужчины одевали лучшие рубахи, а рубахи женщин обязательно должны были иметь широкий браный подол. Существовал обычай: молодуха, нарядно одетая, шла на реку за водой. От этого должны были лучше доиться коровы.

Пасха и Троица считались смотринами женихов и невест. Именно тогда молодёжь надевала самые лучшие свои наряды.Для Троицы типичен был и троичный обряд: девушки одевались в белое (белый - цвет потусторонних существ) и представлялись русалками.

Следом наступал сенокос. Праздничной, специально предназначенной для сенокоса, была рубаха - покосница, сенокосница.
В Ярославской - губернии такие рубахи встречались повсеместно и были они обязательно красного цвета. Нередко встречается в "сенокосницах" сочетание разных тканей: крашеного холста и пестряди.

Такие рубахи все крестьянки Ярославщины носили без сарафана. Красный цвет считался цветом солнца, а женщина в красной рубахе среди зелёных лугов как бы была связующим звеном с самим солнышком.

Жатвенные рубахи также имели свои обрядовые особенности. Подол жатвенной рубахи обязательно украшался бранными полосами и вышивками. Затканный узорный подол должен был касаться земли, которая поила и кормила крестьян, была им матерью. Сарафаны во время жатвы иногда снимали или же поднимали к поясу, чтоб виден был узор рубахи.

Обрядовая одежда - это одежда, предназначенная для ношения во время определенного обрядового действия. К ней применимы были особые способы её изготовления и одевания. Костюм и материальные атрибуты обрядов были связаны с древней символикой.

 

загрузка...