Ушел в прошлое традиционный способ заключения брака, принятого у армян – брак по сговору, который был основан на уплате выкупа. И другой, менее распространенный, но всё же существовавший способ – похищение, обычно с согласия девушки, родители которой не хотели такого жениха. Однако и сейчас старые традиции свадебного периода чтятся и соблюдаются в той или иной форме. Невесту по армянскому обычаю выбирают родители юноши. Особая роль в этом отводится матери будущего жениха, которая выбрав девушку, советовалась с мужем и родственниками, в первую очередь с родным братом. Затем узнаются интересующие подробности о предполагаемой невесте, главными из которых — скромность, трудолюбие, здоровье, внешность же в этом списке была на одном из последних мест – армянская поговорка гласила, что невеста должна быть хорошей женой, а не красавицей.
После того, как выбор невесты был завершен, родители юноши просили свою родственницу, которая была знакома и с семьей девушки, быть миджнорд кин – посредницей. Её роль заключалась в том, чтобы переговорить с матерью девушки на предмет согласия мужа выдать замуж дочь. Узнав о намерениях парня, мать девушки советовалась с братом, мужем и другими родственниками. Если решение было положительным, то через несколько дней приходили официальные сваты – патвирак, являющиеся близкими родственниками мужчин по линии отца парня, с ними приходила и посредница, и иногда мать будущего жениха.
Во время сватовства разговор всегда происходил в иносказательной форме, например, сваты: «Мы пришли, чтобы взять немного золы из вашего очага, чтобы смешать его с золой нашего очага». У армянского народа не принято, даже в случае согласия, давать сватам сразу положительный ответ. Им отвечали, что не стоит торопиться, нужно подумать и посоветоваться с родственниками, поэтому сваты могли приходить ещё и ещё раз. Положительный ответ также давался в иносказательной форме: «Спорить не буду, наброшу платок на вашу руку». Затем накрывался стол, и предлагалось угощение, во все предыдущие разы сватов не угощали. В тот момент, когда отец девушки дает согласие выдать замуж дочь, считается, что сговор официально состоялся.
Главным аксессуаром обряда «дать задаток» в настоящее время чаще всего является золотое кольцо, раньше преподносили шаль или любое украшение, которое дарил жених. Обряд обручения – следующий этап армянского свадебного цикла. Сейчас обручение чаще всего совмещается со сговором, раньше же в оговоренный день отец жениха, послав утром угощения (напитки, мясо, сладости) в дом невесты, приглашал к себе священника, родственников и кавора (посаженного отца), которых угощали, в ответ звучали пожелания удачного обручения. Потом сторона жениха, прихватив необходимые аксессуары для обручения – украшения главным образом из серебра: кольцо, браслет, серьги – и несколько подносов с фруктами, сладостями, водкой и вином отправлялись в сопровождении музыкантов в дом невесты. Обряд обручения начинался с трапезы, где звучали тосты о долгой и счастливой совместной жизни. Затем священник освящал обручальный подарок и принесенные продукты, совершался акт обручения – подарок передавался невесте.
Обручение могло происходить и без молодых, вместо них вручал подарок отец жениха, принимала – мать невесты. Через какое-то время совершалась основная церемония обручения. В доме у жениха собирались все близкие родственники, каждый из которых приносил свой подарок невесте, в основном, это были украшения из золота. В доме невесты также собирались родственники, накрывался стол. Спустя примерно час, невесту, до этого времени находящуюся в другой комнате, выводили к столу и сажали возле жениха. После тостов начинался ритуал ншана – преподносились подарки –
главные аксессуары этого обряда: жених дарил
обручальное кольцо, а мать жениха – золотые наручные часы. После чего остальные родственники вручали свои подарки. Празднование помолвки с песнями и танцами могло продолжаться до утра, но невеста и жених после одаривания не принимали в нем участия. К концу застолья отцы договаривались о дне свадьбы.
Во время подготовки к свадьбе для гостей готовились специальные свадебные пригласительные, которые раздавала молодежь. Принявший приглашение должен был обязательно придти на свадьбу, если приглашаемый не может присутствовать на торжестве, пригласительный он не брал. Обе стороны в этот период решали все организационно-хозяйственные вопросы, относящиеся к проведению свадьбы. Обычай праздновать свадьбу поздней осенью или зимой был связан с окончанием сельскохозяйственных работ. Он сохранился и ныне, хотя празднуют и летние свадьбы.
Главная роль на армянской свадьбе у кавора и каворы (названые отец и мать). Начиналась свадьба утром в обоих домах одновременно. После угощения пришедших в дом гостей, жених со своей свитой, кавором и музыкантами отправлялся к дому невесты, взяв с собой быка, предназначенного для свадьбы. Быка закалывали на пороге и проводили несколько ритуалов: жених обмакивал в кровь нож, кинжал, замок, а мать жениха красную нить. Все эти атрибуты, по представлениям армянского народа, должны были способствовать беспрепятственному соединению молодоженов – их использовали на брачном ложе: открывали сложенный нож, замок, вытаскивали из ножен кинжал. Жениха и невесту, идущую позади, по пути в церковь окружали плотным кольцом дружки, в руках которых были свечи или факелы. Шествие сопровождалось музыкой, стрельбой в воздух, джигитовкой, плясками и криками – создаваемый шум пугает злых духов. Священник жениху и невесте повязывал на руку или шею нарот – свитый из зеленой и красной нитей шнур, до снятия которого молодые не могли взойти на совместное ложе. Снимать нарот мог только священник.
В начале свадебного застолья звучали тосты в память ушедших в мир иной родственников, а затем провозглашались речи за счастье молодых, затем родителей обоих семей и родственников каждой стороны. Пиршество сопровождалось музыкой, танцами и песнями. В определенное время устраивался канч – сбор подарков. После ухода гостей, в присутствии молодой, кавора, дружек и близких родственников новобрачной, показывались вещи из приданого. Жених и кавор могли остаться в доме невесты на ночь. На следующий день проходил последний этап армянской свадьбы – переезд в дом мужа. Отец невесты выводил ее за руку и передавал пришедшему с женихом отцу. Обряд прощания с родительским домом проходил под грустную музыку, прощаясь, молодая целовала руки родителям, а молодой всем её родственникам, пришедшим в дом невесты. Прощание с очагом был особым ритуалом: обойдя его трижды, молодые целовали края, могли взять горсть золы. Путь к дому жениха проходил под пляски и песни. Гостей угощали разнообразной едой, фруктами и сладостями. Постель молодоженам стелила родственница. У кровати оставляли фрукты, сладости, мед и вино. В эту ночь никто из домашних в доме не оставался.