СВАДЕБНЫЕ ТРАДИЦИИ И ОБРЯДЫ В ИНДИИ

СВАДЕБНЫЕ ТРАДИЦИИ И ОБРЯДЫ В ИНДИИ

Индия… Когда мы слышим это слово, в памяти обязательно возникают магически устойчивые стереотипы: «страна чудес», «хождение в пятнадцатом веке за три моря тверского купца Афанасия Никитина» и, конечно, будоражащий воображение, чарующий тенор индийского гостя, рассказывающего о несметных сокровищах «далёкой Индии прекрасной» в опере-былине «Садко» великого музыкального сказочника Н. А. Римского-Корсакова. «Не счесть алмазов в каменных пещерах, не счесть жемчужин в море полуденном…» Если вам посчастливится побывать в Индии, этой фантастической стране, вы действительно будете поражены огромным количеством разнообразных ярко сверкающих самоцветов, пригоршнями или связками ожерелий продающихся на самых обычных базарах, не говоря уж о ювелирных магазинах и лавках. Но больше всего завораживает яркий свет, буйство красок цветущих растений и, конечно, люди — веселые, красивые, яркоглазые, доброжелательные, приветливые… и очень, как правило, бедные. 

Индия — большая древняя страна в Южной Азии, расположенная между Гималаями и Индийским океаном. Ее населяет большое число народов и племен с неодинаковым уровнем экономического, культурного и общественного развития и говорящих на разных языках. По вероисповеданию большинство населения — индусы, но есть и мусульмане, сикхи, христиане, буддисты. Сохранились и первобытные религии — анимизмы, когда человек верит в существование духа, души у всего окружающего мира. Но при всех религиозных различиях все народы Индии объединяет общая черта — любовь к семье, к детям. Индийская семья, независимо от имущественного ценза, как правило, многочисленна. По традиции она состоит из родителей, женатых сыновей с их семьями, неженатых и незамужних сыновей и дочерей и других родственников.
Иногда такие семьи-кланы достигают до 60 и более человек. В индийских семьях принято иметь много детей. Во времена колонизации англичане по экономическим и другим соображениям пытались регулировать рождаемость и пропагандировали среди индийского населения европейские семейные стандарты. По городам развешивались огромные плакаты, на которых была изображена «идеальная» индийская семья: хорошо одетые, красивые отец, мать, сын и дочь. Но, глядя на них, индусы искренне сокрушались, говоря: «Какая красивая, но несчастная пара — у них всего двое детей!»
 
Известно, что Индия не только страна чудес, но и резких контрастов. Такие крупные города как Дели, Бомбей, Мадрас, Ахмадабад, Хайдарабад и другие, с благоустроенными кварталами, в которых расположены банки, гостиницы и роскошные особняки богачей, переполнены беднотой.  Однако на вопрос «бедны ли индийцы» Н. К. Рерих — замечательный художник, знаток индийского быта и культуры, путешественник, проделавший легендарный «Индийский путь», — отвечал: «Нет бедности там, где нет богатства. Там просто живут люди. Среди красивых деревьев строятся домики. Сквозь цветущие ветки светят яркие звезды и искрятся снежные горные хребты. Люди там приветливы и улыбчивы. С прекрасной и мелодичной музыкой они ходят в свадебных шествиях и поют песни. Вся их жизнь происходит под навесом из разных цветов и растений. Розовые, пурпурные и жёлтые букеты заливают сказочный путь весёлыми искрами».
 
Как же создаются эти по-своему счастливые семьи, какие ритуалы, обряды сопутствуют воссоединению молодых людей?! Разумеется, ответить на этот вопрос однозначно невозможно — свадебные обычаи, обряды в стране с огромным числом религий различаются не только в пределах штата, города, но даже в пределах этнической общины. Так, например, по свидетельству зарубежных и отечественных этнографов в крупных этнокультурных областях, таких, как Бенгалия, Пенджаб, Раджастхан только родители жениха принимают решение состояться ли браку или нет. Они подыскивают сыну невесту, договариваются с ее родителями о приданом, решают финансовые и хозяйственные вопросы. И только после этого молодые знакомятся. Первая встреча происходит в доме невесты, затем молодых «благословляют» в доме жениха. Во время встреч молодые получают подарки от родственников и одаривают ювелирными изделиями друг друга.
В день свадьбы совершается необычно красивый обряд — восхваление желтого цвета, символизирующего солнце. Все участники свадьбы красят себе лбы и посыпают друг друга жёлтой краской. Свадьбы играют, как правило, пышно, с большим числом приглашённых гостей и обязательно в доме невесты. Очень привлекательно смотрится тонкая, стройная невеста. Следует заметить, что многие девушки-невесты, чтобы сохранить стройность и прану (жизненную силу) совершают утреннюю «пранаяму» — один из элементов «хатха-йоги». Невеста одета в ярко-красное сари со множеством украшений. Жених в жёлтой или расшитой золотом одежде и ярком тюрбане прибывает в дом невесты верхом на лошади в сопровождении «дружки», родственников и толпы «зевак». Бракосочетание происходит в небольшом, специально для этого приготовленном храме, украшенном множеством цветочных гирлянд. Священник произносит молитву и соединяет руки молодых цветочной гирляндой, а жених покрывает красной краской лоб и пробор невесты. А иногда жених и невеста просто обмениваются цветочными гирляндами, что так же символизирует бракосочетание.
Цветы занимают в церемонии значительное место. Очень почетно дарить молодоженам лотос — символ чистоты, духовного просветления и сострадания. Из цветов лотоса, по буддийской мифологии, рождаются боги и великие люди. Все этапы свадебного обряда сопровождают музыка, танцы и песнопения. Но в зажиточных европеизированных семьях жениха выбирает невеста, конечно, не без участия родителей. В дом приглашают сваху, которая предлагает список женихов и перечисляет достоинства каждого. Дальнейший «сценарий» сватовства и свадьбы очень напоминает русскую традиционную свадьбу, отличаясь лишь своеобразной экзотикой национального уклада жизни. После выбора жениха приглашаются его родители, уточняются финансовые вопросы, назначается день помолвки — смотрины невесты, а затем и время проведения свадьбы. И, конечно, сценарий включает «драматизированный» переход невесты из дома родителей в дом жениха. В недавние времена, а случается и сейчас, жених отправлялся к невесте на нарядно украшенной лошади или слоне, теперь он едет на автомобиле, в сопровождении процессии машин друзей и родственников.
 
Существуют в Индии и браки, совершающиеся по взаимному согласию молодых, без разрешения родителей. А на севере страны живут племена, которые несколько раз в год празднуют коллективные свадьбы. В таких торжествах принимают участие до 50 пар молодоженов. Несмотря на различие в проведении брачных церемоний, все свадебные обряды имеют магический смысл — защитить молодых от злых духов, и обязательно отражают мифы о брачных отношениях божеств или небесных светил в виде участия мифологических персонажей в брачном обряде и сопровождающих церемонию священных текстах. Иногда молодые отождествляются с этими персонажами. Например, жених выступает как Сома — Месяц, а невеста в роли Сурьи — дочери солнечного божества. В каждом свадебном обряде традиционно используется огонь, олицетворяющий божественное присутствие, каждая невеста просит послать ей много сыновей, и, конечно, как и во всем мире, новобрачные подтверждают перед Богом и людьми добровольность и нерушимость своего намерения вступить в супружество. Как правило, браки эти крепки. Кроткие и работящие индийские женщины, наделенные от природы грацией и красотой, выйдя замуж, не перестают следить за собой, любят красиво одеваться, но при этом не кокетливы и очень преданы мужьям и своим семьям.
 
В Индии существует, по свидетельству Н. К. Рериха, «невероятно красивый обычай» — рисовать на песке разнообразные «узоры для счастья». Женщина своей рукой ежедневно рисует перед входом в дом особый рисунок на песке. Это является символом того, что в их доме все успешно, нет болезней, смерти, ссор. Если нет везения в доме, то и рука женщины затихает… Это своеобразный щит красоты в час счастливый создается перед домом рукой женщины.
 
Большое значение в супружестве придается интимным отношениям. Еще в древнеиндийской мифологии существовало понятие Кама, обозначавшее чувственную, эмоциональную жизнь. «Наставления» в Кама — «камашастра», т.е. теория и обучение физической и ментальной технике секса, входили в число основных установок поведения. Одно из наиболее значительных произведений этого жанра — «Камасутра» — всемирно известный «учебник» эротического искусства. И не случайно именно в Индии, где многие владеют наукой и искусством любви, разводы, как и супружеская неверность, — редкость.

 

 

загрузка...